16 февраля на конференции Франко-российской торгово-промышленной палаты по digital-трансформации выступил генеральный директор IBM Россия и СНГ Андрей Филатов, который рассказал аудитории о практике цифровой трансформации на примере банковского сектора.
«Банки одними из первых столкнулись с возможностями цифровой экономики и рисками, связанными со скоростью развития технологий и их использования конкурентами», – пояснил свой выбор темы спикер.
Под влиянием цифровых инноваций идет радикальная перестройка всех рынков. В банковском секторе появляются новые игроки, стремительно меняющие отрасль. «Это, по сути, стартапы, которые с самого начала фокусировались на возможностях цифровой экономики. В будущем они могут серьезно потеснить сегодняшних гигантов. И это, безусловно, заставляет лидеров отрасли двигаться быстрее».
По данным опроса IBM Institute for Business Value (IBV), 66% топ-банкиров и финансистов считают, что традиционные цепочки создания добавленной ценности вскоре будут заменены. По мнению 57% респондентов, границы между индустриями размываются. А 61% участников опроса считают, что конкуренция может прийти с совершенно неожиданной стороны. Например, со стороны операторов связи.
В результате банки переходят на новые формы бизнес-моделей с использованием экосистем. Основные примеры новых ролей:
При этом банки могут одновременно выступать во всех этих ролях. То есть сочетать крепкие отношения с клиентом и экспертизу с возможностью привлекать игроков из разных пересекающихся сегментов, а также предлагать банковские сервисы для обеспечения эффективного финансового взаимодействия.
Для успеха такой стратегии, банки должны обеспечить себе соответствующие возможности. Прежде всего, необходимо произвести цифровую трансформацию бизнес-процессов. Ключевые направления такой трансформации – цифровой фронт-офис, целостная стратегия по всей экосистеме, радикально переделанный бэк-офис. Важно уделить внимание кибербезопасности, роль которой значительно возрастает с переходом в цифру, особенно в банковской сфере. «Каждый бизнесмен должен задать себе вопрос, готова ли его компания к цифровой трансформации и возможным рискам, связанным с ней», – подчеркнул Андрей Филатов.
Сегодня в банке самое ценное – это данные: о клиентах, операциях и т.д. Развитие аналитики данных становится важнее рутинной модернизации технологических процессов. Интеллектуальная обработка данных при помощи средств искусственного интеллекта позволит получить и проанализировать большие объемы информации о предпочтениях покупателей и особенностях их поведения, что позволит банковскому сектору оставаться конкурентоспособным в условиях цифровой экономики.