Присылайте Ваши вопросы на «горячую линию» hotline@ccifr.ru
Современное искусство в СССР и России 1950-2000 годов: уникальный дар музею
31.08.2016

С 14 сентября 2016 года в залах Центра Жоржа Помпиду (Centre Pompidou) будет представлено исключительное собрание более 250 произведений советских и российских современных художников, переданное в дар Государственному музею современного искусства (Musée National d’Art Moderne) Благотворительным фондом В. Потанина, а также меценатами, коллекционерами, художниками и их семьями. Инициатор и со-организатор проекта — Благотворительный фонд В. Потанина.

 

Проект проходит в рамках большой музейной программы 2016 года, в течение которого Центр Жоржа Помпиду выражает признательность дарителям со всех концов света, подчеркивая важность их щедрых жестов для развития культурных институций.

 

Собрание, не претендуя на полноту презентации, представляет главные имена в художественной истории СССР и России. *

 

Уникальный проект, организованный совместно с Благотворительным фондом В. Потанина, выходит далеко за рамки обычной выставки. Передаваемые в дар произведения становятся частью национальной коллекции. Они дополняют уникальные фонды русского модернизма Центра Жоржа Помп иду, среди которых произведения Кандинского, Ларионова, Гончаровой и других, а также многочисленные произведения современного искусства, приобретенные в 80-е годы благодаря увлеченности хранителей Государственного музея современного искусства (Musée national d’art moderne).

 

Это новое собрание также позволит произведениям русских художников, долгие годы живших и живущих в Париже, — Игорю Шелковскому, Оскару Рабину, Михаилу Рогинскому, Эдуарду Штейнбергу, Эрику Булатову, Владимиру Янкилевскому — занять свое место в музее. Наконец произведения, созданные в Советском Союзе и России, будут интегрированы в международную коллекцию современного искусства и будут представлены в новом контексте.

 

Передача знаний — одно из приоритетных направлений деятельности Благотворительного фонда В. Потанина. Организованная совместными усилиями Фонда, Центра Жоржа Помпиду и Мультимедиа Арт Музея, Москва долгосрочная образовательная программа, включающая в себя лекции, показы фильмов, дискуссии с художниками, будет способствовать основательному знакомству с советским и русским современным искусством и преодолению стереотипов восприятия.

 

Государственный музей современного искусства (Musée national d’art moderne) сердечно благодарит Благотворительный фонд В. Потанина, разделяя его стремление продвигать российскую культуру за рубежом и укреплять культурные связи между странами. Музей также желает воздать должное всем дарителям, в частности Екатерине и Владимиру Семенихиным, Tsukanov Family Foundation, наглядно показавшим эффективность совместного усилия, направленного на защиту художников и их произведений.

 

Центр Жоржа Помпиду благодарит Мультимедиа Арт Музей, Москва, оказавший значительную помощь в осуществлении этого проекта.

Проект вошел в программу Перекрестного года российско-французского культурного туризма. Выставка будет сопровождаться циклом конференций и кинопоказов, которые пройдут с сентября 2016 года по январь 2017 года.

 

Куратор (Россия): Ольга Свиблова, Директор Мультимедиа Арт Музея, Москва

Куратор (Франция): Николя Люччи-Гутников,  Центр Жоржа Помпиду, Государственный музей современного искусства

 

ВЛАДИМИР ПОТАНИН

ОСНОВАТЕЛЬ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОГО ФОНДА В. ПОТАНИНА

«Пополнение коллекции Центра Помпиду — символический дар, который будет способствовать интеграции современного русского искусства в мировую культуру. В свое время таким же символическим событием стала передача Эрмитажу «Черного квадрата» Казимира Малевича, давшая начало целому ряду новых поступлений в фонды музея. Культура — лучший способ рассказать людям о России. Тем более что нам действительно есть что показать, и предыдущий опыт проведения больших проектов («Когда Россия говорила по-французски…» в Париже и «Россия!» в Нью- Йорке) убедительно доказал: русское искусство вызывает огромный интерес в мире. Особенно приятно, что удалось создать группу единомышленников — меценатов и художников, — которые присоединились к нашей инициативе».

 

ОКСАНА ОРАЧЕВА

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОГО ФОНДА В. ПОТАНИНА «Наш совместный с Центром Помпиду проект стал частью многолетней деятельности фонда, направленной на укрепление культурных связей, развитие интеллектуального диалога и взаимного творчества профессионалов из разных стран. Одна из главных целей наших международных программ — создание нового образа России, свободного от устаревших клише и стереотипов. Надеемся, что новый долгосрочный проект, осуществляемый совместно с французской стороной и включающий масштабную публичную программу, также послужит этой цели».

 

СЕРЖ ЛАСВИНЬ

ПРЕЗИДЕНТ ЦЕНТРА ЖОРЖА ПОМПИДУ

«Благодаря своему масштабу дары становятся новой вехой в формировании коллекции Центра Жоржа Помпиду. Совершенно особым образом они дополняют выдающуюся подборку произведений русского и советского искусства, собранную в Государственном музее современного искусства. Эти дары напоминают нам, что даже в самые сложные времена российской истории искусство не перестает развиваться».

 

БЕРНАР БЛИСТЕН

ДИРЕКТОР ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА «Этот выдающийся дар — крайне символичное событие. Он объединил значительное число художников, чьи работы свидетельствуют о выдающемся развитии советского и российского искусства за последние 50 лет. Он исключителен в своей щедрости и в искреннем сотрудничестве всех участников проекта, который несомненно внесло значительный вклад в пополнение коллекции Государственного музея современного искусства».

 

 

 

*В конце 50-х годов художники-нонконформисты Владимир Яковлев, Юрий Злотников, Франциско Инфанте и другие, начало творческой деятельности которых совпало с хрущевской оттепелью, отказываются от канонов социалистического реализма, царившего в советском искусстве с середины 30-х годов. Они занимаются разработкой собственного пластического языка, ассимилируя новейшие тенденции интернационального современного искусства и достижения русского авангарда начала XX века.

 

Оттепель оказалась недолгой. После закрытия в 1962 году выставки нонконформистов в Манеже, новое искусство становится неофициальным и на долгие годы теряет доступ в выставочные залы.

 

В начале 70-х годов в СССР в период застоя в недрах неофициального искусства появляется такое мощное течение, как московский концептуализм, возникшее, в том числе, и благодаря традиционной литературоцентричности русской культуры. Московские концептуалисты работают на стыке литературы, поэзии, перформанса и визуального искусства.

 

Позднее, в конце 70-х — начале 80-х годов к определившим становление этого течения Илье Кабакову, Виктору Пивоварову, Римме и Валерию Герловиным, Андрею Монастырскому, Ивану Чуйкову, Дмитрию Пригову присоединяется следующее поколение художников-концептуалистов: группа «Мухомор», Михаил Рошаль, Виктор Скерсис, Юрий Альберт, Вадим Захаров и др.

 

Одновременно в 1970-е годы в СССР возникает течение соц-арт. Если в фокусе внимания поп-арта оказывается консьюмеризм американской послевоенной действительности, то соц-арт, прежде всего, работает с советской идеологией и массовой пропагандой. Виталий Комар и Александр Меламид, Борис Орлов, Леонид Соков, Александр Косолапов, Григорий Брускин и др. своими работами демифологизируют энвайронмент советского человека. При этом московский концептуализм и соц-арт развиваются в тесном взаимодействии и непрерывном взаимовлиянии.

 

С середины 80-х, с началом перестройки, чрезвычайно активизируются художественные процессы. Появившиеся сквоты, прежде всего сквот на Фурманном, становятся центрами аккумуляция творческой энергии. Пьянящее предчувствие свободы выталкивает на арт-сцену молодых художников Павла Пепперштейна, Сергея Ануфриева, Юрия Лейдермана, Андрея Филиппова, Ларису Резун-Звездочетову, группы «Чемпионы мира», «Перцы» — в Москве; и Тимура Новикова, Сергея Бугаева-Африку, Олега Котельникова, Георгия Гурьянова, Владислава Мамышева-Монро, Евгения Юфита — в Ленинграде.

 

Конец 80-х — начало 90-х — время лавинообразной легитимизации андеграундной культуры. Открываются выставки, налаживаются механизмы рынка искусства, отсутствовавшие в СССР до этого момента. В 1988 году проходит аукцион Sotheby’s в Москве, на котором представлено бывшее ранее неофициальным искусство. Появляются новые художественные галереи, у «неофициальных» художников появляется возможность выставляться не только в своей стране, но и за рубежом. Идет процесс стирания граней между официальным и неофициальным искусством. Новая генерация художников заявляет о себе — группа АЕС+Ф, Дмитрий Гутов, Валерий Кошляков, Олег Кулик и другие.

 

С начала 2000-х годов современное русское искусство становится полноправной частью отечественной и мировой культуры.

Авторизация
*
*
Восстановить пароль