В Москве состоялась нетворкинг-встреча международных ассоциаций — CCI France Russie и AmCham (Американской торговой палаты)
Присылайте Ваши вопросы на «горячую линию» hotline@ccifr.ru
Конференция «Большой Париж — Большая Москва: Современные агломерации и государственно-частное партнерство»
23.09.2012

Одна из ключевых задач «Большой Москвы» — развитие общественного транспорта  

 

«Приоритет в развитии инфраструктуры «Большой Москвы» будет за общественным транспортом», — заявил заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики Андрей Шаронов, выступая на конференции «Большая Москва – Большой Париж: Современные агломерации и государственно-частное партнерство», организованной Франко-российской торгово-промышленной палатой (CCIFR) 25 июня 2012 г. Участники конференции – представители Правительства Москвы, а также крупнейших французских и российских компаний и ведущие международные эксперты, — обсудили опыт разработки и реализации инвестиционных программ в рамках проекта «Большой Париж» и перспективы реализации проекта «Большая Москва».

«По понятным причинам мы не сможем развить всю дорожно-транспортную инфраструктуру города до того уровня, который бы выдерживал постоянно растущее количество автомобилей. Москва проектировалась для совершенно другого количества автомобилей и сейчас ее физически невозможно перестроить. Поэтому приоритет отдается общественному транспорту, в первую очередь метрополитену», — сказал Андрей Шаронов. Он также подчеркнул необходимость строительства пересадочных узлов и парковок на окраинах города, чтобы люди, добирающиеся из пригорода на автомобиле, оставляли его за пределами центра города, пересаживаясь на общественный транспорт.  При этом увеличатся финансовые затраты для тех автомобилистов, которые все же решат продолжить перемещение на личном транспорте. Это касается оплаты за парковочные места в центре, увеличения штрафов за неправильно припаркованные машины и т.п.

У двух столиц схожие проблемы: оба мегаполиса находятся в состоянии активного роста, обоих все больше беспокоит проблема дорожно-транспортной ситуации, при этом каждый пытается решать ее по-своему. На конференции парижане поделились своим опытом по разгрузке городских магистралей. В частности, Мишель Морель, один из руководителей французской компании Vinci Park, заявил, что Москве не хватает подземных парковок, которые сейчас спасают Париж от транспортного коллапса. Венсан Пренго, исполнительный директор Франко-российского центра по энергоэффективности, предложил развивать в Москве альтернативный транспорт. Он привел в пример парижскую систему проката электромобилей – Autolib’  (свободный автомобиль). Программа призвана улучшить экологическую и транспортную ситуацию в городе, а также стимулировать людей отказаться от владения собственным автомобилем в пользу его аренды.

Отдельной темой стало обсуждение механизмов финансирования проектов в различных секторах инфраструктуры мегаполиса, а также возможности применения моделей государственно-частного партнерства. «Форма ГЧП – это сложная форма и не надо применять ее там, где можно обойтись бюджетными средствами. Но даже в Москве, с ее бюджетом, возможна ситуация когда денег на все задачи не хватает. Поэтому возможность привлечения денег, с высвобождением ограниченного бюджета для каких-то других целей, существует и вполне реальна», — заключил Андрей Шаронов.

По словам Александра Долгова, партнера компании Gide Loyrette Nouel и Вице-председателя комитета по ГЧП CCIFR, «наиболее перспективным, а иногда и единственно возможным механизмом привлечения инвестиций в объекты публичной инфраструктуры является ГЧП. Немаловажным аспектом наравне с привлечением негосударственного финансирования являются современные технологии и опыт управления проектами ГЧП, которыми обладает частный сектор и которые позволяют реализовывать масштабные и сложные инфраструктурные проекты в соответствии с лучшими международными стандартами».

В рамках конференции обсуждались направления будущего развития транспортной и иной инфраструктуры Москвы, необходимость создания отлаженной системы реализации инфраструктурных проектов, в том числе с применением механизмов ГЧП, дальнейшей систематизации и разработке законодательства о ГЧП как на федеральном, так и региональном уровне, в целях привлечения инвесторов к участию в реализации инфраструктурных проектов.

Антон Cтадников, член совета директоров компании NWCC и Вице-председатель Комитета по ГЧП CCIFR, считает, что «в целях эффективной реализации проектов ГЧП в Москве необходимо привлечение ответственных инвесторов, имеющих солидный опыт осуществления концессионных и иных проектов ГЧП в России».

Планами по привлечению частного бизнеса в развитие московского общественного транспорта поделился заместитель руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы Сергей Андрейкин. Он заявил, что с привлечением инвесторов изменится сама концепция транспортных услуг в городе. «Будет создаваться маршрут, из точки А в точку Б, с определенной частотой передвижения. И по этому маршруту будет объявлен конкурс, в котором любой может принять участие», — сказал Сергей Андрейкин. По его словам, в частные руки может перейти только порядка 30% транспортных сетей, остальное останется под управление городской компании. Но даже эти 30% помогут существенно сократить расходы на содержание транспортной сети.

В то же время представители французского бизнеса подтвердили свою заинтересованность вкладываться в московские проекты. В частности, вице-президент компании SVP Finance – Alstom Transport Мартин Вожур в своем докладе упомянул планирующийся проект по строительству новых трамвайных линий в рамках «Большой Москвы». «Я очень надеюсь, что мы примем участие в конкурсе и реализуем этот проект. Сотрудничество с российскими партнерами – это отличная перспектива для нашей компании», — отметил Мартин Вожур.

В целом, конференция «Большая Москва – Большой Париж: Современные агломерации и государственно-частное партнерство» Франко-российской торгово-промышленной палаты (CCIFR) показала важность объединения всех существующих и потенциальных участников процесса в рамках единой площадки.

«Если мы хотим в своей стране развивать механизмы ГЧП, мы должны привлекать иностранцев, перенимать их опыт и, главное, менять их представление о России. Французы приехали сегодня в Москву, познакомились с нашим опытом, нашими людьми – и поняли для себя, что здесь можно работать, можно развиваться», — сказал генеральный директор, CCIFR Павел Шинский.

Говорили и о проблемах, с которыми сталкиваются иностранные инвесторы при выходе на российский инфраструктурный рынок. Так, например, Мартин Вожур (Alstom Transport) выразил свои сомнения по поводу возможности эффективной реализации долгосрочных проектов. «Государство не предоставляет гарантий на такие долгосрочные проекты, как например, строительство новой трамвайной линии с тридцатилетним правом эксплуатации. Это пробел, который нужно восполнить с помощью хорошо зарекомендовавших себя во Франции механизмов ГЧП», — заявил он.

Эксперты подчеркнули необходимость правильного распределения рисков по проектам, что позволит осуществлять эффективное взаимодействие между государством и частным сектором на всех стадиях реализации проекта. Также, считают они, нужно создавать в России саморегулируемую организацию на рынке ГЧП. В Европе уже существуют сильные коммерческие организации, которые берут на себя часть обязательств государства (например, развитие методики оценки эффективности проектов). Но главная задача сейчас – это осознание властями, что проект ГЧП – это бизнес-проект. И отношение к нему должно быть соответствующее.

Подводя итоги конференции, организаторы сделали вывод, что создание современного конкурентоспособного мегаполиса мирового уровня – непростая задача. В рамках реализации проекта «Большая Москва» России необходима поддержка со стороны как иностранных партнёров, так и ключевых российских игроков, особенно в области применения моделей государственно-частного партнерства.

Авторизация
*
*
Восстановить пароль